Гиперактивный ребенок в школе и семье: патология или норма?

Гиперактивные дети

От многих родителей можно услышать жалобы на чрезмерную активность, возбудимость, неуравновешенность и неуправляемость собственного ребенка. Такому ребенку может приклеиваться ярлык «гиперактивного», иногда совершенно необоснованно.

Так, ребенок может перевозбуждаться и капризничать из-за конфликтной ситуации или проблем в семье либо в коллективе сверстников, при отсутствии любви и взаимопонимания, недостатке внимания к себе. В то же время в общении с другими людьми и в другой обстановке он может быть гораздо более спокойным и уравновешенным. Но есть и дети, действительно страдающие синдромом дефицита внимания и гиперактивности, который относится специалистами к одному из видов невротически-поведенческого расстройства.

Гиперактивный ребенок: что делать?

Обязательно нужно показать ребенка хорошему специалисту-невропатологу, участковому терапевту либо семейному врачу, чтобы исключить вероятность клинической формы расстройства. В большинстве случаев гиперактивность не угрожает здоровью ребенка.

Родителям с самого начала лучше усвоить простое правило: ограничения для активности ребенка должны быть минимальными. Вмешиваться в поведение ребенка и что-либо ему запрещать имеет смысл только при реальной угрозе для его жизни и здоровья. Запрещая что-то ребенку, желательно предложить ему другое альтернативное занятие.

Таких детей бессмысленно и даже опасно ругать, наказывать и слишком часто сравнивать с другими детьми. Этим можно только снизить самооценку ребенка и сформировать разнообразные комплексы: вины, ненужности, недолюбленности, непонимания и др. Ребенок может ожесточиться и искать понимания и признания вне дома, что может привести к попаданию его в «плохую компанию» и формированию асоциальных моделей поведения.

Гиперактивные дети в детском саду

В детсадовском возрасте ребенок не может усидеть на месте, постоянно бегает, прыгает, его движения недостаточно координированы: он часто натыкается на мебель, углы и острые предметы, падает, набивает ссадины и шишки, постоянно что-то трогает, хватает или вертит в руках, разбивает посуду, ломает игрушки. Он очень любопытен, но его любопытство поверхностно: не дослушав ответ, может перебивать отвечающего, беспрерывно задавать следующие вопросы или отбегать в сторону. Ребенок не может сосредоточиться, рассеян и невнимателен, все время отвлекается, что мешает ему уловить суть сказанного, а тем более выполнять длительную кропотливую работу. Говорит много и быстро, часто глотая слова. В детском коллективе обычно самый шумный и беспокойный, часто находится в центре внимания. Вспыльчив, упрям, слабо реагирует на запреты. Для него характерны частые перепады настроения и агрессивность.

Важно поощрять даже малейшие успехи и хорошие поступки такого ребенка, соблюдение им правил поведения. Поощрения формируют правильные модели поведения на уровне условных рефлексов. Закреплять полезные навыки лучше в форме игры, так проще заинтересовать ребенка и сконцентрировать его внимание. Такие дети обычно добрые, могут понять, когда кого-то обидели, эмоционально чувствительны, поэтому при формировании у них положительного поведения нужно делать упор на эти их качества. От капризов ребенка лучше отвлекать чем-нибудь интересным.

Гиперактивный ребенок

Гиперактивный ребенок в школе

Когда ребенок идет в школу, ситуация обычно еще больше ухудшается. Из-за невнимательности и несобранности он с трудом осваивает школьную программу, нарушает дисциплину, конфликтует с учителями и одноклассниками, совершает импульсивные необдуманные поступки. Задания часто выполняет наспех, неряшливо, в играх со сверстниками не соблюдает правил.

При достижении ребенком подросткового возраста гиперактивность, как правило, существенно снижается. Но может сохраниться повышенная энергичность, общительность, активность, что соответствует гипертимной акцентуации характера и считается разновидностью нормы.

Работа с гиперактивными детьми

Педагогам, контактирующим с гиперактивными детьми, важно стараться постоянно удерживать их внимание и не упускать их из поля зрения. Лучше, когда такой ребенок находится как можно ближе к воспитателю или учителю и меньше отвлекается.

Гиперактивные дети часто имеют достаточно высокий уровень интеллекта. Их может раздражать умеренный темп изложения учебного материала, рассчитанный на среднего школьника, поэтому они быстро теряют интерес к тому, что говорит учитель, считая, что уже и так уловили основную суть. Если педагогу удастся подобрать такому ребенку подходящее индивидуальное задание или поручение и всячески поощрять его за достигнутые результаты, успеваемость ребенка и интерес к предмету, как правило, возрастет.

Очень полезен спорт, который позволяет реализовать потребность в двигательной активности. Лучше подойдут индивидуальные виды спорта: теннис, плавание, легкая атлетика, гимнастика, боевые искусства. Благотворное влияние могут также оказать танцы, занятия в театральном кружке или студии.

Гиперактивный ребенок что делать

Игры для гиперактивных детей

Большое количество все новых и новых игрушек обычно быстро перестает интересовать ребенка, если ему не показать новые возможности их необычного и оригинального использования, создания чего-то нового. Среди развивающих игрушек для детей полезны радиоуправляемые машинки, различные конструкторы, наборы с взаимозаменяемыми частями. Неплохо установить дома шведскую стенку, спортивные тренажеры. Можно научить ребенка выжигать по дереву, шить или вязать. Участие родителей в этих занятиях с ребенком очень желательно.

Полезны игры, тренирующие внимание, память, развивающие координацию движений.

Не забывайте, что Ваш гиперактивный ребенок всегда нуждается в поддержке, внимании, заботе и любви. Ему очень важен тактильный контакт: объятия, поглаживания, нежные прикосновения. Тогда он будет чувствовать себя нужным и любимым.

Главная страница

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Рецепты здоровья
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector